Коды двигателей BMW не всегда следуют их собственной корпоративной логике. N63 должен был стать N64 (непосредственный впрыск с турбонаддувом и двойным VANOS), а затем перейти на N65 (непосредственный впрыск Valvetronic с турбонаддувом и двойным VANOS'ом), но это всегда был N63.
Характеристики двигателя N63/S63
2008г N63B44O0 (он же N63A), 402 л.с.
N63 - это первый серийный двигатель V8 с турбонаддувом, турбины которого расположены в развале блока между цилиндрами.
Они называют это "hot vee layout", так как выхлопные газы и турбокомпрессоры выделяют огромное количество тепла. Таким образом, воздухозаборники располагаются снаружи, а выхлопные газы - внутри, что является полной противоположностью большинству V-образных двигателей.
Турбонаддув расположен так близко к выпускным отверстиям, что уменьшает запаздывание турбонаддува и улучшает реакцию. Расположение более компактное и позволяет уменьшить высоту и профиль экстерьера автомобиля, что критично для европейских правил безопасности при столкновениях.
В остальном N63 представляет собой довольно стандартную технологию BMW для того времени: алюминиевый блок и головки (Alusil), 32 клапана, DOHC, регулировка фаз газораспределения VANOS, приводной ремень (включая помпу), непосредственный впрыск, электрическая дроссельная заслонка и турбокомпрессоры, охлаждаемые двумя интеркулерами. В турбинах используются отводящие клапаны вместо продувочных клапанов, вероятно, по "акустическим" причинам (отсутствует характерный свистящий звук турбины).
Устанавливался на:
2008-2013 E71 X6 50i
2009-2012 F01/F02 750i
2010-2011 F07 550i GT
2011-2013 F10 550i
2011-2013 E70 X5 50i
2012 F12 650i
2010 S63B44O0 (он же S63A), 555 л.с.
2010г S63A
Значительные изменения были внесены в S63, чтобы сделать его более особенным, чем N63:
- Турбонагнетатели twin-scroll, которые значительно улучшают работу и уменьшают запаздывание турбонаддува. Twin-Scroll позже будет добавлен к N63 для модификации N63B44O2 в 2016 году.
- Более высокое давление наддува, чем у N63.
- Выпускной коллектор сложной настройки между головкой блока цилиндров и турбинами. Каждые 180° поворота коленчатого вала на каждый турбонагнетатель подается один импульс выхлопа в течение всей последовательности зажигания. Это делает двигатель более эффективным при меньшем противодавлении , улучшая реакцию на педаль газа. BMW фактически запатентовала эту систему.
- Внутренние изменения : новые поршни и другие выпускные распределительные валы, а также отличается некоторыми деталями головок цилиндров.
- Более крупные компоненты системы охлаждения и впуска.
Устанавливался на:
2010-2013 E70 X5M
2010-2013 E71 X6M
2013г N63B44O1 (он же N63TU), 444 л.с.
N63 был минимально доработан, чтобы обеспечить большую мощность, соответствующую его конкурентам. Прозвище "N63TU" - это внутренний возврат к тому времени, когда BMW использовала "TU" для незначительных обновлений двигателя. TU расшифровывается как "Техническое обновление".
Самым большим механическим изменением стал переход к комбинированной системе, включая Valvetronic, управляемой сервоприводом. Первичное управление дроссельной заслонкой теперь осуществляется путем открытия впускных клапанов с помощью эксцентрикового вала в головке блока цилиндров. Для этого потребовалась другая головка блока цилиндров и система VANOS. Компоненты VANOS такие же, как и у 6-цилиндрового N55. Традиционный корпус дроссельной заслонки остается в качестве резервного. Valvetronic также устраняет необходимость в отводящих клапанах в турбокомпрессорах (впускные клапаны теперь просто остаются открытыми без сгорания).
В систему охлаждения были внесены незначительные изменения, в основном связанные с изменением формы расширительного бачка и переносом его к моторному щиту.
Клапанная крышка была изменена для 2016 модельного года (с выпуска 10/2015).
Компоненты клапанной крышки остались прежними, но некоторые элементы, такие как датчик распределительного вала, изменили расположение.
Был добавлен второй DME двигателя, так что управление двигателем теперь разделено для каждых 4 цилиднров.
Устанавливался на:
2013-2015 F01/F02 750i
2013-2016 F07 550i GT
2014-2016 F10 550i
2014-2018 F15 X5 50i
2014-2019 F16 X6 50i
2013-2018 F12/F13 650i
2013-2019 F06 650i GC
2013 S63B44T0 (S63TU), 560 л.с.
S63TU использовал систему Valvetronic, которая также была выпущена для N63TU.
S63T0, используемый для M5/M6, получил те же обновления, что и двигатель N63TU (см. выше), включая Valvetronic. В то время как N63TU продолжал использовать турбины с "Mono-scroll" коллектором, а S63TU использовал "twin-scroll" коллектор.
Устанавливался на:
2013-2017 F10 M5
2013-2019 F06 M6 GC
2013-2019 F12/F13 M6
2015г. S63B44T2, 567 л.с.
BMW пропустила обозначение S63B44T1. T2 в значительной степени основан на T0, используемом в F10 M5 и F12 / F13 M6, который во многом заимствует конструкцию у N63B44O1 (см. выше). Номенклатура BMW - это настоящий буквенно-цифровой салат!
Поскольку T2 является эксклюзивом для X5M и X6M, большинство изменений разработано вокруг системы xDrive и установки на платформу SAV, с акцентом на адаптацию систем охлаждения и масла.
Устанавливался на:
2015-2019 F85 X5M
2015-2019 F86 X6M
2016 N63B44O2 (N63TU2, N63R), 456 л.с.
Механические изменения незначительны и в основном направлены на снижение веса, улучшение охлаждения и снижение сложности. Номинальная мощность осталась прежней, но пиковый крутящий момент станет доступен немного раньше.
Изменения:
- Турбокомпрессоры twin-scroll, добавленные к двигателю N63, отличному от M. Это потребовало других изменений в выхлопной системе и головке блока цилиндров.
- Переработанные поршни с большим количеством отверстий для слива масла, позволяющих большему количеству масла стекать обратно в поддон, а не подниматься в камеру сгорания. Это было одно из немногих изменений, внесенных для снижения расхода масла.
- Радиатор моторного масла перенесен из ниши под пассажирским колесом под турбины в развал блока. Новый теплообменник соединен с основным радиатором охлаждения и помпой. Это не только упростило систему охлаждения, но и устранило радиатор, который все равно не функционировал на низких скоростях движения.
Устанавливался на:
2016-2019 G12 750i
2017-2019 G30 M550i
2018 N63B44M3 (N63TU3), 456 л.с.
"M" в данном случае означает "среднюю мощность" двигателя и встречается в моделях "50i", но не в моделях "M50i". "М3" - это неудачное совпадение с моделью 3-й серии. Большая часть деталей M3 заимствована из конструкции N63R.
Изменения:
- Датчик впуска HFM больше не используется. Масса воздуха теперь рассчитывается, а не измеряется с помощью ряда датчиков и таблиц (в первую очередь положения клапанов, давления на впуске и температуры на впуске) и дополнительно корректируется датчиками кислорода.
- Катушки зажигания на N63M3 карандашного типа, перенесенные с N63R.
- Версия N63M3 имеет тот же дизайн турбонаддува, что и N63O2, но теперь включает функцию overboost, которая позволяет развивать дополнительные 34 лошадиные силы на короткое время и только в режиме ускорения.
Устанавливается на:
2018+ G05 X5 50i
2018+ G07 X7 50i
2018 N63B44T3 (N63TU3), 523 л.с.
"T" - это "высший" класс производительности, который используется в моделях M Sport. В то время как "M3" является эволюцией N63R, T3 имеет широкий набор деталей от различных двигателей.
Изменения:
- Охладитель наддувочного воздуха теперь имеет переходную трубку (такую же, как на F90 M5), которая помогает сбалансировать давление между обоими рядами цилиндров. Балансировка давления позволяет избежать пиков и может обеспечить более стабильную воздушную массу для настройки двигателя.
- Датчик впуска HFM больше не используется. Масса воздуха теперь рассчитывается, а не измеряется с помощью ряда датчиков и таблиц (в первую очередь положения клапанов, давления на впуске и температуры на впуске) и дополнительно корректируется датчиками кислорода.
- Катушки зажигания T3 имеют более новую конструкцию, аналогичную новейшим двигателям серии B, а напряжение зажигания на 50% выше. T3 также получает другие свечи зажигания.
- Турбины T3 уникальны тем, что в них снова добавлены отводящие клапаны (они были удалены с внедрением Valvetronic на N63B44O1).
Устанавливается на:
2020+ G30 M550i
2019+ G12 750i
2018+ G15 M850i
2020+ G05 X5 M50i
2018 S63B44T4, 600 л.с.
BMW пропустила обозначение S63B44T3. T4 в значительной степени основан на N63R, использовавшемся в ранних моделях G30 M550i, с некоторыми дополнительными усовершенствованиями M.
Изменения:
- Другая конструкция поршня.
- Турбины twin-scroll установлены на двигателях S63T0 и T2, но оптимизированы в соответствии с обновлениями двигателя N63R.
- В систему охлаждения F90 были внесены дополнительные усовершенствования по сравнению с другими моделями S63.
Устанавливается на:
2018+ F90 M5
2020+ F92 M8
2020+ F95 X5M
2020+ F96 X6M